Запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

БЕСПЛАТНО

Кейс для самостоятельного решения.

Вполне себе реальная ситуация.

Пятница. Тёплый майский вечер. Вы, будучи руководителем не так давно созданной организации, в предвкушении уже распланированных выходных в приподнятом настроении возвращаетесь домой. По привычке проверяете почтовый ящик и обнаруживаете уведомление о почтовом отправлении. Успев до закрытия почты получить заказной конверт, вскрываете его и обнаруживаете Уведомление-вызов в ИФНС по месту регистрации предприятия для составления протокола об административном правонарушении. Вчитываетесь внимательнее. Оказывается, сотрудники ИФНС проводили осмотр объекта недвижимости и выявили, что по адресу регистрации организации, последняя там не находится.

Протокол составлен и подписан. Приглашают вас через месяц посетить ИФНС для составления протокола. Вменяют нарушение ч.5. ст.5 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Т.е. то, что юридическое лицо в течение трёх рабочих дней с момента изменения адреса юридического лица не сообщило об этом в регистрирующий орган.

На самом деле, вечерок уже немного подпорчен. Но он окончательно испортится, когда Вы надумаете проверить сведения о вашей организации в ЕГРЮЛ. В графе «Адрес (место нахождения)» вы обнаружите запись «сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице)».

Недостоверность сведений в ЕГРЮЛ. Что означает это на практике.

  1. Через 6 месяцев с даты внесения записи о недостоверности сведений, такую организацию можно исключить из ЕГРЮЛ, и это обязательно сделают;
  2. Практически в любых системах/сервисах проверки контрагента вы будете светиться от оранжевого до бордового, как ненадёжный контрагент;
  3. Банки. Если банк самостоятельно узнает о недостоверности сведений, последствия могут быть самыми разнообразными. От банального запроса документов, до отказа в обслуживании банковского счёта. Можно забыть об открытии счёта, подключении эквайринга или другой банковской услуги. По всем скорингам выше предприятие имеет признаки «однодневки»;
  4. Административный штраф.

Как видим, приятного мало.

Порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений

Описанная выше ситуация, является одной из самых сложных и «запущенных». Запись о недостоверных сведениях вносят в реестр не сразу и этого легко можно избежать.

После выездного осмотра, сотрудники налоговой обязаны направить уведомление о необходимости предоставить достоверные сведения об адресе нахождения юридического лица. Данное уведомление направляется на юридический адрес и дублируется на адрес регистрации руководителя предприятия. В течение 30 дней с момента направления (обратите внимание, не получения, а направления) уведомления, юрлицо обязано направить сведения о новом адресе или предоставить документы, свидетельствующие о достоверности оспариваемых сведений.

На этом этапе с сопроводительным письмом предоставляете в налоговую договор аренды и доказательства оплаты аренды. Так же можно сделать копии писем от той же ИФНС или контрагентов, которые вы регулярно получаете по этому адресу. Имейте ввиду, что в 99% случаев инспекторы повторно придут на осмотр. Сделайте вывеску на двери офиса с указанием названия предприятия, ИНН и ОГРН, рабочего времени, контактного номера телефона. При проверке, инспектор больше всего обратит внимание на наличие офисной техники, такой как принтер, ноутбук и прочее. Обязательно проследите чтобы отразили факт её наличия в протоколе осмотра. Этого будет достаточно для подтверждения нахождения юридического лица по месту регистрации.

Но давайте вернёмся к нашей ситуации. Уведомления вы по стечением различных обстоятельств не получили, в момент осмотров на месте не находились. Запись о недостоверности сведений уже внесена, а вы о ней узнали практически случайно.

Исключение записи из ЕГРЮЛ

Есть два способа решения этого вопроса.

  1. Смена адреса нахождения юридического лица;
  2. Обжалование действий налоговой.

Первый способ. Изменение адреса нахождения юридического лица.

Ваша позиция состоит в том, что Вы сменили адрес, но своевременно (в течение 3 рабочих дней) не сообщили об этом в регистрирующий орган. Речь не идёт о реальном переезде в новый офис. Достаточно по договоренности с арендодателем добавить к номеру офиса литеру. Т.е. если у вас был адрес «улица Пушкина, дом Колотушкина, офис под номером 74», то адрес «улица Пушкина, дом Колотушкина, офис под номером 74а» считается уже новым.

Смена юридического адреса.

Если адрес местонахождения внесен в устав предприятия вы подаёте в ФНС:

  • Нотариально заверенное заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001;
  • Решение единственного участника или протокол собрания;
  • Лист изменений в устав или устав в новой редакции;
  • Документ об уплате государственной пошлины (800 р.);
  • Копия договор аренды/субаренды нежилого помещения (заверенная руководителем общества).

Если юридический адрес не внесен в устав предприятия, то для его смены вы подаёте:

  • Нотариально заверенное заявление по форме Р14001;
  • Решение единственного участника или протокол собрания;
  • Копия договора аренды/субаренды нежилого помещения (заверенная руководителем общества).

В течение 5 рабочих дней с момента подачи документов изменения в ЕГРЮЛ будут внесены.

Так же подать документы можно онлайн, через портал налоговой, предварительно сформировав и подписав контейнер квалифицированным усиленным сертификатом электронной подписи. В таком случае вы будете освобождены от оплаты госпошлины, а заявление не требует нотариального заверения.

После внесение изменений Вам необходимо уведомить банк и контрагентов о смене адреса.

Регистрация изменений не освобождает руководителя от ответственности за нарушение п.5. ст. 5 12-ФЗ, которая предусмотрена ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ, а именно, наложение административного штрафа от 5000 до 10000 рублей.

Есть ещё один серьёзный минус данного способа. После смены адреса на новый, в истории ЕГРЮЛ останется запись о внесении недостоверных сведений. Она не будет отменена и будет свидетельствовать о том, что всё-таки сведения, внесенные в реестр, были недостоверными. Формально, это не на что не влияет. Но были случаи, когда банк накручивал свой скоринг до такой степени, что такого рода записи воспринимались как негатив. А если эти действия производились неоднократно, так по многим антифрод системам такой фактор добавит лишние очки к неблагонадёжности организации.

Способ второй. Обжалование действий налоговой по внесению записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о юридическом лице

Право на обжалования действий регистрирующего органа в вышестоящий территориальный регистрирующий орган закреплено в ст. 25.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Нормативно правовое обоснование

 Согласно п.1 ст.5 129-ФЗ и п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица  отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом. Т.е. действующим законодательством не предусмотрена обязанность представителей предприятия постоянного нахождения непосредственно по юридическому адрес. Соответственно, отсутствие по месту регистрации представителя юрлица не является основанием для признания сведений о юрлице недостоверными.

П. 4 Приказа ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ предусмотрены основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. А именно:

— заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений;

— иной информации о несоответствии сведений.

Пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001г. предусмотрено пять видов мероприятий, посредством которых проводится проверка внесенных данных. Проверка осмотра объектов недвижимости лишь один из них, соответственно не может объективно свидетельствовать о факте нарушения.

В жалобе обязательно просим предоставить информацию об основаниях, которые ИФНС сочла достаточными для проведения проверки и проведенных о мероприятиях, которые позволили сделать соответствующие выводы.

Далее обращаю ваше внимание на очень важный момент.

Согласно п.6 ст. 11 129-ФЗ налоговая направляет юридическому лицу уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений только тогда, когда недостоверность уже установлена. Т.е. ИФНС уже получила надлежащие основания для проведения проверки, провела целый ряд мероприятий, совокупность которых позволяет установить факт недостоверности сведений. А как следует из вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №61, простое отсутствие на рабочем месте представителя лица не является основанием для признания факта недостоверности сведений.

Доказательная база

Первое что необходимо сделать, это связаться с банком, в котором открыт счет, сообщить о проблеме и о том, что действия ИФНС будете обжаловать.

Делается это не только во избежание приостановок обслуживания банковского счета, но и для формирования доказательной базы.

К примеру «Тинькофф банк» запрашивает договор аренды и доказательства оплаты. После чего направляет по юридическому адресу представителя, который составляет Акт выездной проверки. В вышеуказанном документе фиксируется факт присутствия лица или представителя лица, в отношении которого проводится проверка. На руки Акт не выдаётся, но его обязательно нужно сфотографировать или отсканировать. Копию Акта обязательно прикладываем к жалобе.

Доказательствами нахождения по юридическому адресу служит договор аренды и документы подтверждающие оплату за аренду помещения.

Существенным доказательством наличия возможности у юрлица обмена юридически значимыми сообщениями являются почтовые письма, полученные по юридическому адресу. Не обязательно от налоговой, это может быть переписка с контрагентом или другими гос. органами. К заявлению можно приложить распечатки с сайта ФГУП «Почта России» по почтовым идентификаторам писем, которые вы получали по юридическому адресу. Налоговая не только принимает это в качестве доказательств, но и сама в своих решениях регулярно на них ссылается.

Этого уже достаточно для удовлетворения УФНС вашей жалобы. Но у нас ведь ещё есть Уведомление-вызов в ИФНС по месту регистрации предприятия для составления протокола об административном правонарушении. О нём я писал в первой части. В назначенное время необходимо обязательно явиться в налоговую с копиями всех вышеуказанных документов и в протоколе в части «Объяснение правонарушителя» зафиксировать своё несогласие. В течение 15 дней с даты составления протокола будет назначена дата рассмотрения дела об административном правонарушении. Имейте ввиду, что до этой даты по юридическому адресу обязательно придёт инспектор ИФНС для проведения очередного осмотра объекта недвижимости. Проследите что бы инспектор зафиксировал факт наличия оргтехники и представителя.

На рассмотрение дела Директор должен явиться с копиями всех документов. Сделайте опись всех предоставленных документов и попросите поставить отметку на вашей копии о получении. В результате будет вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора в связи с отсутствием события административного правонарушения.

С этого момента, нахождение юридического лица по месту регистрации является фактом, не подлежащим доказыванию, как признанного стороной спора. Даже до получения постановления о прекращении производства по делу, результаты рассмотрения дела можно отражать в нашей жалобе на действия ИФНС и подавать в вышестоящий регистрационный орган.

С такой доказательной базой у УФНС не будет иного выбора кроме как удовлетворить ваши требования.

Порядок подачи жалобы

Жалоба на действия ИФНС подаётся в вышестоящий регистрационный орган. В резолютивной части просите признать запись о недостоверности сведений недействительной и обязать ИФНС внести в ЕГРЮЛ соответствующую запись. Обязательно описываете каждый приложенный документ, подписываете два экземпляре, ставите печать и подаёте в УФНС. На вашем экземпляре жалобы УФНС ставит отметку о принятии.

В течение 15 рабочих дней УФНС обязан принять решение по жалобе. Должен предупредить, что УФНС так же направляет своего представителя на осмотр объекта недвижимости, который ничем не отличается от предыдущих.

По результатам рассмотрения жалобы на юридический адрес будет направлено соответствующее решение.

Полный пакет шаблонов документов по первому способу и образец жалобы для самостоятельной подачи мы вышлем вам в течение 24 часов совершенно бесплатно, после запроса.

В случае необходимости вы всегда можете обратиться к нам за помощью.

Поделиться
Copyright © CryptMix 2017-2019
Копирование материалов разрешено исключительно при укзании источника гипертекстовой ссылкой
Scroll Up